Подвели итоги года и поделились планами на будущее в интервью Forbes

Рынок дата-центров в России претерпел фундаментальные изменения: пессимистичные прогнозы не сбылись, и в 2023 году удалось преодолеть дефицит мощностей. Количество строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов бьет рекорды – мощность отечественных ЦОДов в 2023 году выросла на 21% до 70,3 тыс. стойко‑мест. В числе лидеров – компания 3data, запустившая в этом году в Москве флагманский дата-центр. О настоящем и будущем рынка дата-центров, о проблемах, решениях, целях и задачах – в интервью Александра Яхнича, председателя совета директоров 3data HyperScale.

3data достаточно оперативно преодолела трудности, связанные с последствиями санкций, и даже смогла реализовать проект большого ЦОДа под брендом 3data HyperScale. За счет чего этого удалось достичь? Какие проблемы остаются актуальными для вашего бизнеса сегодня?

Еще до спецоперации мы закупали оборудование в разных странах: и в России, и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Китае, потому что искали лучшие решения по всему миру. Какие-то из них оказывались отечественными, какие-то нет. Когда начались международные проблемы, они нарушили лишь часть наших цепочек поставок. Большая часть деловых процессов сохранилась и работает и по сей день. Во-вторых, мы давно и системно занимаемся вопросами импортозамещения, и ситуация последних лет вдохнула в эти процессы энергии. Даже, когда выбор был среди продуктов со всего мира, мы применяли много российских решений в тех сегментах, где отечественные системы стали, как минимум, не хуже. С такими продуктами плечо поставки – короче, риски меньше.

А как быть с компонентной базой?

Да, с ней у нас не все хорошо, но это не значит, что компонентная база у нас отсутствует. Те решения, которые пока еще нельзя отнести к лучшим в мире, мы имеем возможность дорабатывать совместно с отечественными производителями для того, чтобы они были аналогичными по характеристикам иностранным.

Для достижения всех этих целей мы изменили стратегию с поиска лучшего продукта со всего мира к максимально локализованным решениям для сокращения геополитических рисков. Важно, что с нашим ростом, с ростом объемов закупки, производителям становится интересно дорабатывать продукты с учетом наших требований. Поэтому мы смотрим и покупаем лучшие решения в мире, стараемся их максимально локализовать, чтобы не зависеть ни от курса, ни от санкций. Там, где это возможно, стараемся входить в капитал производителей для того, чтобы гарантировать объем, цену и качество производимых компонентов.

Насколько по вашим оценкам удовлетворен спрос на услуги ЦОД-ов в нашей стране? Сохраняется ли дефицит мощностей?

Действительно, несколько лет был системный дефицит – запросы заказчиков удовлетворяли отложенный спрос, а новые заказчики фактически становились в очередь на будущие объекты. Спрос удовлетворялся с отставанием в несколько месяцев. Сейчас ситуация изменилась и у нас есть 4000 свободных стоек. Но глобально ситуацию удалось переломить лишь пару месяцев назад. Важно понимать, что крупному заказчику недостаточно купить стойки один раз здесь и сейчас. Именно это и привело крупные компании к строительству собственных дата-центров. Это было вынуждено, а не потому что эффективно или выгодно. На мой взгляд это неправильно, и мы хотим это исправить.

Некоторые контракты, которые подписываются, имеют 10-летний горизонт. И в этот период заказчик должен быть уверен, что стойки в нужном количестве будут доступны, когда ему это понадобится. Третий важный аспект – деньги. Ведь вопрос не только в том, получит ли заказчик стойки через 2 года, а в том, чтобы услуги ЦОД предоставлялись по предсказуемой и адекватной цене. Мы закладываем понятную модель ценообразования, определенные подходы и формулы, чтобы люди могли не только понимать, что будут возможности, но и могли закладывать бюджеты. Мы строим бизнес так, чтобы для наших клиентов все процессы были предсказуемы и финансово эффективны.

Эксплуатация сложного инженерного объекта требует квалификации процессов, ответственности и так далее. Как вы это можете гарантировать?

Мы оператор с десятилетним опытом, и вполне способны гарантировать, что система будет бесперебойно нормально работать. Другое дело, что правовое поле и законодательное регулирование становится все более строгим. Очень мало дата-центров, если они вообще есть, у которых все в порядке с юридической стороной. Каждый объект 3data HyperScale строится с профессиональными девелоперами, где все правильно с точки зрения юридической, строительной, разрешительной документации. То есть у заказчика нет юридических рисков. Это очень важное преимущество HyperScale.

Модель работы с 3data может быть различной – клиент может расположить свое оборудование у вас, а может и просто арендовать мощности?

Да, возможны оба варианта. Большинство компаний предпочитают размещать собственное оборудование и некоторое количество дополнительного брать в аренду – гибридная модель. Если говорить о классических дата-центрах 3data, небольших и в черте города, когда дата-центр расположен недалеко, туда и удобно приехать, разместить, заменить, отремонтировать что-то. Немаловажны и вопросы сетевой доступности. Часто компании хотят прямое подключение к дата-центру, поэтому чем ближе объект, тем это дешевле и надежнее, потому что чем короче трасса, тем меньше рисков ее повреждения. Кроме того, малое расстояние – это еще и лучшая пропускная способность, меньшие задержки. Третий момент, возможно, не самый очевидный -IT-специалисты сегодня – высокооплачиваемые и дефицитные, им комфортнее работать в дата-центрах шаговой доступности в деловых районах, где рядом есть и метро, и кафе, и аптека, а не ездить ежедневно в промзону за город.

В чем заключаются преимущества дата-центра шаговой доступности?

Они рассчитаны на широкий круг пользователей. Поскольку основная услуга дата-центров – размещение собственного оборудования заказчиков, например, когда нужно разместить небольшой объем оборудования, намного удобнее, если объект находится рядом. Особенно это важно, когда компания начинает его эксплуатировать, ведь постоянно требуется что-то доделывать. Разумеется, нельзя не сказать и возможных аварийных ситуациях. Одно дело – если до дата-центра 20 минут пешком и совсем другое – полтора часа по пробкам.

Расскажите о развитии сети ЦОД-ов в регионах – сохраняется ли формат франшизы? Каких основных результатов удалось достичь по итогам года?

По франшизе у нас уже работает дата-центр во Владивостоке, на очереди – Новосибирск. Кроме того, в Екатеринбурге сейчас начинается строительство ЦОДа, который также будет работать под нашим брендом. Стоит сказать, что мы сотрудничаем с другими компаниями, взаимовыгодно обслуживаем определенные территории.

В этом году был запущен проект 3data HyperScale. Сколько дата-центров задействовано в системе на данный момент? Какой спектр услуг предоставляется под брендом 3data HyperScale?

Если провести аналогию с ретейлом, 3data HyperScale – это формат гипермаркета. Да, он на окраине города, но потому что только там есть необходимые площади и достаточная электрическая мощность сети. Туда нужно ехать, но, когда туда добрался можно реализовать инфраструктуру любого масштаба с любыми инженерными решениями. Конечно, это вариант для крупнейших заказчиков, которые могут реализовать собственную внутреннюю инфраструктуру внутри нашего дата-центра. Здесь можно установить нестандартный набор оборудования, позволяющее нашим заказчикам решать задачи, недоступные для стандартного дата-центра. Еще одно частое требование - крупнейшие заказчики предпочитают иметь отдельный машинный зал с отдельным входом, со своим персоналом и т.д. Иногда нам требуется зонировать помещение для разных задач. Все это можно делать только в большом дата-центре типа 3data HyperScale.

За счет каких инвестиций реализуется этот проект?

Часть средств собственные, часть институциональные инвесторы, часть средств – заемные. 3data, как один из лидеров рынка испытывает повышенный уровень доверия со стороны крупнейших банков, поэтому проблем с финансированием у нас нет. Дата-центр, который вы можете увидеть в Медведково, стоит примерно 20 млрд рублей. Крупные банки хорошо понимают ту систему ценностей, в которой находимся и ту технологическую конструкцию, которую мы реализуем. Наша задача - фокусироваться на этапе развития, потому что это очень важно. Если это будет выгодно и необходимо, вопрос выхода на IPO для нас не является чем-то неизвестным, но с этим торопиться точно не будем. Мы понимаем, что сначала нужно реализовать наш план в 20–25 тысяч стоек к 2027 году. На данный момент у нас 6200 единиц. Стоит сказать, что мы не будем во что бы то ни стало придерживаться плана. Посмотрим на ситуацию - если рынок будет развиваться более динамично, то региональное развитие можем и нарастить.Наша задача - фокусироваться на этапе развития, потому что это очень важно.

Как бы охарактеризовали те основные результаты проекта, что удалось достичь?

Сеть дата-центров, которыми владеет и управляет 3data сегодня – по-своему уникальна для России. Мы постоянно строим и вводим в эксплуатацию новые мощности вне зависимости от внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Мы растем и становимся компанией нового типа, большим инфраструктурным игроком, опережающим требования рынка и заказчиков. 3data HyperScale – то я уже сказал, что это сервис для крупнейших клиентов с долгосрочными контрактами, поэтому это финансирование надежное. Компании получают базовую инфраструктуру и, безусловно, максимально трепетно относятся к исполнению своих обязательств, в частности по аренде стоек и по покупке тех услуг, которые мы предлагаем.

3data входит в «тройку» крупнейших операторов ЦОД в России. Для дальнейшего активного развития требуется обеспечивать не только рост «железа», но и кадровые пополнения. Как решается этот вопрос?

У нас высококвалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места, но их не так много, как, например, в отрасли электроники. Действительно есть дефицит квалифицированных кадров, но он есть не только в нашей отрасли. Этот вопрос мы решили системно. Во-первых, внутри 3data действуют внутренние программы обучения. Они объединены некоторым понятием внутреннего тренинг-центра. Это и занятия, и семинары, и лекции, и наставничество между специалистами разного рода. Второе - наши руководители читают публичные курсы в рамках нашего отраслевого объединения АНО КС ЦОД, на которые может попасть любой желающий и туда мы отправляем наших собственных сотрудников на обучение. Таким образом, мы учим и внутри компании, и в рамках отраслевых учебных программ, которые мы сами и преподаем.

Как изменились требования клиента за последнее время и он сам? Претерпели ли изменения привычные методы работы с ним?

Клиент понимает всю ситуацию, в том числе и геополитическую, поэтому требования к безопасности, к отказоустойчивости объектов возросли. Если раньше вопрос резервирования не стоял, то теперь практически всегда требуется вторая площадка, переключение между которыми должно происходить для клиента бесшовно.

Каким видите место своей компании на рынке примерно через 2–3 года?

В ближайшем будущем мы сможем предоставить сеть из нескольких крупнейших дата-центров в стране. Один уже запущен – находится в московском районе Медведково, еще 3–4 будут введены в эксплуатацию в скором времени. На сегодняшний день сетью подобного масштаба в России не владеет никто.

Что скажете о перспективе рынка дата-центров России в целом?

Если мы не будем сейчас инвестировать, не будем строить саморазвивающуюся масштабируемую сеть с перечнем интегрально вовлеченных компаний и федеральных решений, то так и не станем значительным игроком на мировом рынке. До определенного времени была такая зависимость от западной технологической культуры, и сегодня эти связи во многом разрушены. Либо построим ровно такую же модель – когда мы зависимы от какого-то другого технологического мира, либо такую, при которой мы, может быть, неравноправные, но партнеры. Мы предпочитаем второе.